Прибрежные участки. Как владельцам не попасть на штрафы и суды?

К статьям
Прибрежная зона озера Волго, Тверская область

Прибрежные участки – самые востребованные и дорогие приобретения. Очень всем нравится, когда из собственных окон открывается красивый вид. А если это вид на воду – это многократно и каждый раз вызывает восторг!

Летний период всегда связан с повышением дневной температуры.

А вместе с этим и прогревается вода в водоемах. Прекрасно выбежать из дома и прыгнуть в воду с берега или причала.

Многие владельцы прибрежных участков наслаждаются этим постоянно. Одновременно они стремятся делать все, чтобы никто другой этого не делал напротив их владений.

Стараются отгородиться от все страждущих. Устанавливают различные препятствия – шлагбаумы, заборы и прочие преграды.

Прокуратура постоянно разъясняет порядок действий в данном случае. Нередко, граждане обращаются в суд. И в суды всех инстанций встают на сторону истцов.

Перекрытие доступа для посторонних вдоль водоема путем установки забора

Разберемся, можно ли перегородить территорию перед своим участком от посторонних?

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ее ширина составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженностью менее десяти км (их береговая полоса равна 5 метрам).


Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.

В подавляющем количестве случаев это редко останавливает владельцев земельных участков первой полосы.

Они все равно повсеместно пытаются отгораживаться заборами.

Кроме этого, находятся и предприимчивые люди. Они арендуют эти прибрежные участки. Обустраивают их. И пытаются взимать плату за пользование или проход к водному объекту через эту территорию.

Судебная практика по вопросам свободного доступа граждан к водоемам

Приведем немного судебной практики на эту тему. Их намного больше, преценденты уже созданы и практика устоялась.

  1. Решение от 10 декабря 2019 г. по делу № А34-10157/2019 АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
    Климова ул., 62 д., Курган, 640002

2. Постановление Верховного Суда РФ от 02.09.2022 N 18-АД22-11-К4

И немного выдержки из постановления…

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 сентября 2022 г. N 18-АД22-11-К4

Разъяснения законодательства в обеспечении свободного доступа к водным объектам и их береговым полосам 

В соответствии со ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых не более десяти километров, составляет пять метров.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В соответствии со ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  к полномочиям органов местного самоуправления городского, муниципального округа в области водных отношений относится обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам,  информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории муниципального образования.

Такое полномочие органами местного самоуправления может осуществляться по трем направлениям: 1) при предоставлении земельных участков в пределах береговой полосы в аренду (п.4 ст. 39.8 ЗК РФ), 2) осуществление муниципального земельного контроля (п. 5 ст. 72 ЗК РФ), 3) посредством установления публичного сервитута (п.п.2,3 ст. 23 ЗК РФ).

Помимо этого, обеспечение свободного доступа к водным объектам и их береговым полосам возможно путем предъявления органами местного самоуправления требования о демонтаже некапитальных объектов и сносе самовольных построек, в том числе в судебном порядке.

Ограничение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования является незаконным и влечет привлечение к ответственности по
ст. 8.12.1 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа:

– на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей;

– на должностных лиц –от 40 тысяч до 50 тысяч рублей;

– на лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, – от 40 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

– на юридических лиц – от 200 тысяч до 300 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Однако, пугают ли кого такие штрафы?

Остается большим вопросом…

Если это ООО или ИП ведет предпринимательскую деятельность и имеет расчетный счет, то штрафы значительные.

Однако и это не всегда останавливает в погоне за прибылью.

Владельцам прибрежных участков грозит штраф, но не такой значительный. В большинстве случаев, они уверены, что мало кто пойдет в суд. И пользуются этим.

Но забывают про очень многое. Кроме суда и штрафа, будет предписание снести все незаконные постройки. Выполнять это придется собственными силами и за собственный счет. Необходимо будет привести в исходный вид территорию.

Если в установленный срок владелец этого не сделал самостоятельно, то будут применены меры административного реагирования. Постройки будут снесены за счет государства.

Все расходы по сносу данных строений будут взысканы с виновников. Взыскание денежных средств с его расчетных счетов в принудительном порядке и по повышенной ставке. Судебные приставы работать научились хорошо.

Много лет такая практика была лишь на бумаге.

Последние года, начиная с 2020 года, с учетом экономической ситуации, известных событий в мире, и необходимости пополнения бюджета, пусть и ни всегда и не везде, но это начинает входить в повседневную практику.




Нажимая на кнопку «Отправить», я даю своё согласие на обработку персональных данных .


Нажимая на кнопку «Отправить», я даю своё согласие на обработку персональных данных .


Нажимая на кнопку «Отправить», я даю своё согласие на обработку персональных данных .


Нажимая на кнопку «Отправить», я даю своё согласие на обработку персональных данных .